ruen
(812)676-95-17

Восточный фасад Зимнего дворца

На этапе расчисток деятельность реставратора сродни труду археолога. Так, в ходе развернувшихся в конце 2010 г. работ на дворовых фасадах Зимнего дворца был обнаружен тонкий слой исторической штукатурки. Местами, на небольших участках, на нем сохранилась терракотовая окраска. Известно, что в такой цвет фасады облачались дважды: при Николае I и Николае II. Причем в последний раз это было сделано с целью напоминания о Красном ските Валаамского монастыря, где по преданию Николай II поклялся участвовать в Первой мировой войне до победного конца. Рассказывает заместитель генерального директора ООО «Краски Города» Андрей Федорович Герега: Обнаруженную штукатурку мы укрепили известковым тестом, после чего произвели перетирку раствором, близким по составу к историческому. Новому слою дали созреть, обеспечив условия для его полного насыщения углекислым газом и завершения реакции карбонизации. Новый слой штукатурки лег на старый идеально. Он имеет с ним одинаковую паропроницаемость, что обеспечивает долговечность штукатурного «пирога».

В момент, когда дворец стал пригодным для обитания, началось его новое переустройство под руководством арх. Б. Ф. Растрелли. С 1752 г. он начинает работы по коренному изменению здания, строя Большой (впоследствии Тронный) зал над левой галереей и три Антикамеры.

Дворец был сильно разрушен в годы войны и только в 1963 г. отреставрирован снаружи. После этого проводились неоднократные ремонтные работы, причем в 2002–03 гг. окраска лепного и скульптурного декора была выполнена материалами на акриловой основе.

Однако сюрпризы на фасадах Эрмитажа были не только радостными. Серьезную проблему представляли собой многочисленные трещины кирпичной кладки в нижней части пилястр. Они оказались настолько глубокими, что обычное укрепление инъектированием не дало бы нужного результата. В этой ситуации было принято решение о вычинке кладки и ремонте трещин «историческим» кирпичом.

Весьма непростой задачей оказалась и реставрация лепного декора, который имел огромное количество заплат из самых разнообразных материалов, массу трещин и фрагменты из задохнувшегося», сильно деструктированного гипса, который буквально рассыпался в руках. В ходе работ мы воссоздали все утраченные элементы, поздние вставки заменили новыми, более близкими по форме к оригиналам, а исторический гипс укрепили при помощи пропитки глубоко проникающими грунтовками.

Но самые большие разрушения имели межэтажные фигурные карнизы, покрытые свинцом, что стало ясно после установки лесов и обследования фасадов. Причем разрушенными оказались как само свинцовое покрытие, так и находящиеся под ним штукатурный слой и кирпич. Воссоздание фигурного свинцового карниза, являющегося отличительной чертой зданий в стиле рококо, потребовало от ОО «Краски Города» применения старинной технологии выгиба свинца по сложному профилю. С окраской карниза тоже пришлось повозиться, но и эта задача была нами успешно решена.