ruen
(812)676-95-17

Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец

Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец  – объект культурного наследия федерального значения
(СПб, г. Пушкин, ул. Садовая, 7)
 
Заказчик: ФГУК «Государственный музей-заповедник «Царское село»
 
Большой Екатерининский дворец– общепризнанный мировой шедевр русского барокко середины ХVIII столетия.  В 1723 г. И. Браунштейн завершил работы по возведению для Екатерины I двухэтажных «каменных палат о шестнадцати светлицах», в каждом этаже которых имелось по восемь комнат.Небольшие двухэтажные каменные палаты Екатерины I явились основой грандиозного дворца. Их фундаменты и стены вошли в основное здание. В 1743 г. М. Земцов по распоряжению Елизаветы Петровны начинает работать над планом расширения Царскосельской резиденции.  

Предполагалось первоначальные каменные палаты сохранить как Средний дом, к которому пристроить открытые деревянные одноэтажные галереи, заканчивающиеся флигелями - зимним и летним. После смерти Земцова его помощник А. Квасов исполнил новый, более удачный вариант проекта планировки дворца. Работы начались в 1744 г., и были продолжены под руководством архитектора С.Чевакинского. В 1746 г. был перестроен центральный корпус. Чевакинский разработал проект дворцовой церкви и соединил ее с правым флигелем дворца одноэтажной галереей. Такая же галерея связала левый флигель дворца с залом оранжереи (впоследствии Портретный зал на месте нынешнего Зубовского флигеля). На галереях им были созданы висячие сады.

Протяженность дворца увеличилась в полтора раза. Главным фасадом дворца стал западный, перед которым устроили парадный двор. С другой стороны дворца устроили земляные откосы и террасы. К зиме 1749-50-ых гг. закончены новые одноэтажные корпуса «для жилья кавалеров» между правой циркумференцией и церковью (Церковный флигель) и левой циркумференцией и Портретным залом (Зубовский флигель). К 1751г. фасады дворца были полностью отделаны.
 
В момент, когда дворец стал пригодным для обитания, началось его новое переустройство под руководством арх. Б. Ф. Растрелли. С 1752 г. он начинает работы по коренному изменению здания, строя Большой (впоследствии Тронный) зал над левой галереей и три Антикамеры. В Портретном зале была устроена большая парадная лестница. Из двух висячих садов сохранился только один - между церковью и правым флигелем. Для симметрии по его сторонам были возведены стены, но без кровли, равные по высоте стенам Антикамер. Сооружение новых объемов по сторонам «Среднего дома» сделало очевидным надстройку третьего этажа. Сравнительно небольшое сооружение зодчий превращает в величественный дворец,  объединив все пространства строения в единое мощное целое.  В 1756 г., через 13 лет после начала перестройки старых палат Екатерины I, все работы во дворце были закончены.
 
С 1863 г. фасад красится в зеленый цвет. Этот цвет был повторен при капитальном ремонте фасадов дворца в 1869-82 гг. Работы проводились под руководством архитектора Видова. В конце ХIХ в. лепные детали покрываются темно-оливковой краской под «старую бронзу». Этим цветом окрашивалась лепка до 1938 г. Зеленый цвет фасада сохранился вплоть до реставрации 1940 г. Дворец был сильно разрушен в годы войны и только в 1963 г. отреставрирован снаружи. После этого проводились неоднократные ремонтные работы, причем в 2002-03 гг. окраска лепного и скульптурного декора была выполнена материалами на акриловой основе.
 
Реставрация фасадов Екатерининского дворца со стороны плаца, возложенная на коллектив ООО «Краски Города» и выполненная им в 2009-10 гг., стала наиболее заметной работой из числа выполненных  в преддверии 300-летия Царского Села. Применяя технологию щадящей реставрационной очистки, удалось очень бережно, сохраняя первоначальные материалы, освободить поверхности фасада и элементы скульптурного декора от всех поздних наслоений. В ходе работ были найдены  фрагменты исторической штукатурки и окраски, а также следы поздних достроек и изменений наружного облика здания. Реставраторы  выполнили сложнейшую работу по  удалению  верхнего штукатурного слоя, сняли отделочные и красочные материалы с рельефных  деталей, все элементы балюстрады были полностью демонтированы  для расчистки и реставрации в условиях мастерской. Все бетонные вставки заменены аутентичными, воссозданными по проектным чертежам в историческом материале. Для  восстановления штукатурного слоя профилированных поверхностей применялись материалы австрийского и немецкого производства, рекомендованные  НИИ» Спецпроектреставрация» и утвержденные КГИОП. Элементы профильного декора из натурального камня – туфа и доломита, были очищены от поздних цементных докомпановок и штукатурки укреплены, утраты восполнены.

При расчистке горельефов и барельефов было принято решение о минимальном реставрационном вмешательстве, сохранении и музеефикации. Балконы, смещенные с исторических отметок, вернули на прежнее место. Одновременно с реставрацией их плит в исторических размерах были восстановлены все ограждения и   двери. Значительное количество утраченных деталей позолоты на решетках пришлось воссоздавать по чертежам.